- Главная
- Новости
- Законодательство
- Законопроект: новые штрафы за отсутствие детского кресла
До пяти тысяч рублей может заплатить водитель за маленького пассажира в салоне автомобиля без специального удерживающего устройства.
Фирмы, которые занимаются перевозками детей, за такое же нарушение предложили штрафовать сразу на двести тысяч рублей. Соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении 16 сентября. Депутаты уже предложили подумать о следующем повышении штрафа, особенно если нарушение совершено повторно, а также об освобождении от ответственности в ряде случаев.
За последние пять лет в России произошло 83 тысячи автоаварий с участием несовершеннолетних, в них погибли 2796 детей, привел печальную статистику соавтор законопроекта, член Комитета Совета Федерации по экономической политике Игорь Тресков. Особенно беспокоит ежегодный рост таких ДТП: 15 тысяч — в 2022 году, 17 тысяч — в 2023-м, 18 тысяч — в 2024-м.
63 процента детей были пассажирами автотранспорта, подчеркнул Тресков. Основными причинами травм стали отсутствие специальных кресел, не пристёгнутый ремень безопасности и проезд детей на переднем сиденье.
Чтобы снизить аварийность, парламентарии предложили увеличить штрафы за неправильную перевозку детей — по статье 12.23 КоАП. В частности, за отсутствие специального кресла санкцию для водителей могут ужесточить с трех до пяти тысяч рублей, для должностных лиц перевозчиков — с 25 до 50 тысяч рублей, для компаний — со 100 до 200 тысяч рублей.
«Мы исходили из того, что нет ничего важнее жизни и здоровья ребенка, поэтому первоочередная цель законопроекта — снизить количество аварий с участием детей и число пострадавших», — заключил Игорь Тресков.
Использование детского удерживающего устройства обязательно до достижения ребенком семилетнего возраста, в противном случае положен штраф. Детей от семи до одиннадцати лет можно возить, пристегивая ремнями безопасности, но только на заднем сиденье, на переднем — только в автокресле.
О том, что специальное кресло у них есть, сказали 64 процента водителей, опрошенных в 2025 году аналитическим агентством «Автостат». Еще около 20 процентов используют бустеры или другие удерживающие устройства. 13 процентов водителей честно сообщили, что отказываются от детских кресел.
Штрафы повышать, конечно, надо, согласились все выступившие при обсуждении законопроекта депутаты. И поддержали инициативу в первом чтении единогласно. Но законопроект могут доработать перед вторым чтением. В частности, сделать более высоким штраф за повторное нарушение перевозки детей предложил член Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Илья Вольфсон.
Глава думского Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина считает, что предложенного сейчас удвоения мало.
«Что такое 200 тысяч для организации — это укус комара, — сказала она. — Надо повышать не вдвое, не втрое, а в десять раз. Беспокоит, когда школьные автобусы и автобусы со спортивными командами сходят с маршрута. Это означает, что водители явно не подготовлены».
Чтобы водители охотнее покупали и использовали специальные кресла, нужно снизить на них цену, считает зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный. Сейчас, по его словам, устройства, которые соответствуют требованиям, могут стоить 25—30 тысяч рублей. По мнению члена думского Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимира Сысоева, удваивать нужно не только штрафы, но и контроль на дорогах.
Депутаты также договорились проработать поправку об освобождении от ответственности водителей в ряде случаев. Например, если использование детского кресла запрещено по медицинским показаниям. Ребенка с ДЦП нельзя перевозить в удерживающем устройстве, это нужно предусмотреть, сказал глава думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Новые правила перевозки детей вступили в силу 1 сентября 2025 года. Правительство утвердило официальное определение детского удерживающего устройства. Это конструкция, предназначенная для перевозки ребенка в транспортном средстве в целях снижения риска причинения вреда их жизни и здоровью. Лямки, гибкие элементы с пряжками, адаптеры, фиксаторы, накладки на ремни безопасности и другие аналогичные предметы не являются детскими удерживающими системами, указали в кабмине.
Бескаркасные автокресла, адаптеры, треугольники и другие изделия не обеспечивают безопасность. Дети из них либо выпадают, либо могут получить травмы из-за неправильного расположения ремня. Причем такие изделия продавали с сертификатами о том, что они являются удерживающими устройствами, чтобы не нарваться на штраф. Теперь такая практика исключена.
При обсуждении законопроекта о штрафах в Госдуме вновь подняли вопрос о поездках многодетных семей, ведь полноценные детские кресла занимают много места в машине. Сошлись на том, что важнее и дороже жизни маленького пассажира ничего нет, и нужно предусматривать все, что необходимо. Что касается такси, Ярослав Нилов предложил иметь запас таких кресел, например, в отелях, и выдавать их напрокат бесплатно на время поездки.
Понравилась ли Вам статья?